Поиск клиентов на фрилансе
Поиск клиентов- основная проблема, с которой сталкиваются многие фрилансеры после обучения. Существует множество способов, как найти клиентов на фрилансе, сегодня мы разберем несколько из них. Многие не понимают главного правила: чтобы были клиенты, нужно прилагать усилия для этого". А вы как думали? Просто так ничего не бывает.
Мой путь
Меня зовут Арина-Елизавета, уже пятый год я работаю веб-дизайнером на фрилансе. Я прошла этот путь от новичка без клиентов к работе с блогерами миллионниками и твердыми экспертами на постоянной основе.

2019 год

В этом году, в августе, я начала свой путь веб-дизайнера и начала обучение на курсе, которого сейчас не существует. Без знаний, портфолио я сразу же начала искать своего первого клиента.
Через сколько дней у меня появился первый клиент? Через 3 дня после начала обучения. Напомню, у меня не было ни портфолио, ни какого-либо опыта работы веб-дизайнером. Но уже был первый клиент. Как мне удалось найти первого клиента так быстро? Огромная мотивация. Я хотела начать зарабатывать деньги, чтобы не зависеть от родителей.
Я сделала около 100 холодных рассылок через инстаграм* по разным нишам
Первый клиент: школа по подготовке к ЕГЭ. Прикладываю вам переписку с этим клиентом.
Стоимость первого сайта: 3 000 рублей
Результат, который мы получили (мой первый сайт). Да, не идеально, но как могла.
Второй клиент. Вторым клиентом стала моя бывшая одноклассница фотограф. Я предложила ей сделать сайт на бартерной основе (за отметку в блоге). Этой отметки не случилось, но это совсем другая история🙂
Сайт, который мы ей сделали:
Далее я зарегистрировалась на бирже фриланса fl.ru. Там мне удалось найти несколько клиентов на 5 000 и 10 000 рублей за лендинг. На этой бирже я провела примерно месяц и немного разочаровалась, потому что веб-дизайнеров там было очень много и откликов на вакансии, соответственно, тоже. Следующие клиенты были найдены по рассылкам, как и первый клиент.

В 2021 году я погрузилась в мир запусков инфопродуктов и начала упаковывать курсы. Одна упаковка (2 недели работы) стоила 70 000 рублей. Именно в тот момент я пробила свой потолок и начала зарабатывать более 100 000 рублей в месяц.

Мой первый сайт для инфопродукта:
Да, не идеально, но это был первый подобный опыт. После этого сайта я ни разу не искала себе клиентов, все приходили по сарафанному радио.

Сейчас мой заработок составляет более 250 000 рублей в месяц на постоянной основе.


Проблема начинающих фрилансеров

Многие фрилансеры думают, что после обучения его оторвут с руками и ногами и клиент сам к нему придет. Даже если этот первый клиент и находит вас, это не значит, что таких будет миллион, скорее, наоборот, с таким подходом их больше не будет.

Основные проблемы начинающих фрилансеров: неумение создавать поток клиентов на постоянной основе.

Отсюда:
  • «А вдруг у меня не будет клиентов, у меня не будет денег»
  • «Ладно, пусть будет 5 000, а не 10 000, потому что у меня нет клиентов, уступлю, зато какую-то копейку заработаю» — уступка по оплате
  • «Хорошо, я подожду оплату», «Хорошо, я сделаю 100 500 правок, которые вы написали" — неумение отстаивать свои границы
Когда вы не видите никакого результата в денежном эквиваленте, вам становится морально сложно работать и наступает выгорание.


Что нужно понимать перед началом поиска клиентов

  1. Использовать несколько или все способы поиска клиентов. Нужны ваши активные действия и регулярность. Поиск клиентов- это не одноразовая задача, а системное действие.
  2. Регулярность. Каждый день уделяйте несколько часов на поиск клиентов, и вы точно получите результат.
  3. Используйте краткосрочные и долгосрочные способы поиска клиентов. Краткосрочные способы могут дать вам клиентов почти сразу, а долгосрочные- те, которые требуют время (как семя, которое вы посадили в землю и ждете результат).
  4. Есть платные и бесплатные способы. Советую использовать платные способы только тогда, когда у вас уже есть какой-то заработок на фрилансе.
  5. Найти клиента ≠ продать ему услугу. Важны навыки продаж, коммуникации с клиентом, это приходит с опытом, но если вам они нужны уже сейчас, советую вам изучить литературу на данную тему.
  6. Отбирать прибыльные ниши. Не нужно писать тем, где стоимость услуги меньше стоимости вашей услуги. Когда ваша услуга окупается за 1−2 продажи, клиенту легче согласиться на сделку.
Если вы полный ноль, с чего начать?

Первый шаг: портфолио.
Портфолио- место, где хранятся результаты вашей работы. Да, у вас может не быть клиентов, но если вы, например, веб-дизайнер, можно сделать выдуманную работу, главное- сделать ее хорошо.
Портфолио нужно для того, чтобы ваш потенциальный клиент мог примерить результат и понять, подходите ли вы в качестве исполнителя.

Как может быть оформлено портфолио (зависит от ниши)?
  • Behance (самая популярная платформа для портфолио)
  • Dribble
  • Pinterest
  • Оформленные кейсы в хайлайтах
  • Pdf с результатами до/после клиентов
Самое главное правило– работы в вашем портфолио должны быть сделаны в тех нишах, а которых вы хотите работать! И оно должно отражать ваш нынешний уровень. Если у вас старое портфолио, клиентов оно привлечь не сможет, поэтому советую заняться его чисткой. Удалять старые работы– это нормально.
Самое главное правило– работы в вашем портфолио должны быть сделаны в тех нишах, а которых вы хотите работать! И оно должно отражать ваш нынешний уровень. Если у вас старое портфолио, клиентов оно привлечь не сможет, поэтому советую заняться его чисткой. Удалять старые работы– это нормально.
Второй шаг: упаковка как специалиста
Упаковка- первое впечатление о вас, как о специалисте. Это не значит, что вам нужно активно вести социальные сети, нет, в первое время это не нужно. Первоначально нужно минимально упаковать аккаунт, чтобы потенциальный заказчик мог понять, кто вы, кем вы являетесь.

9 способов поиска клиента

Первый способ. Биржа фриланса
Да, выше я написала, что мне они не нравятся, но на первых парах они могут вам помочь.

Что нужно сделать:
  1. Упаковать профиль на бирже фриланса. Добавить описание, фотографию, продуктовую линейку, информацию о вас.
  2. Добавить кейсы. Если у вас никогда не было клиентов, поместите концепты ваших работ (особенно актуально для веб-дизайнеров). Если у вас уже были клиенты — показать результат вашей работы (метрики, цифры и т. д.)
  3. Добавьте описание ваших услугах: из чего состоит ваша работы, этапы работы, важные моменты (в том числе юридические).
  4. Откликайтесь на заявки клиентов, постарайтесь заинтересовать их.

Этот способ особенно подойдет для новичка. Помните, что на биржах достаточно большая конкуренция, поэтому ответственно подойдите к составлению отклика, который выделит вас среди остальных дизайнеров.


Второй способ. Авито или любой другой похожий сервис

Звучит очень странно, но там тоже можно найти клиента. Мой ученик по приколу выложил объявление на Авито и ему поступило несколько предложений на создание сайта, он заработал 17 000 рублей. Шок? Шок
.
Что нужно сделать:
  1. Создать профиль и заполнить его. Все важные моменты, которые нужно знать клиенту при первом касании.
  2. Добавьте кейсы в фотогалерею услуги.
  3. Добавьте теги для вашей услуги (например, для веб-дизайнера: веб-дизайн, сайт, фигма, тильда, дизайн)

Третий способ. Behance и похожие платформы для размещения портфолио
Самое главное в этом способе- сделать классный кейс (Возвращайтесь к блоку про портфолио). При его просмотре клиент может заинтересоваться вашей работой и написать прямо на этой платформе.
Что нужно сделать:

  1. Упакуйте ваш кейс, исходя из вашего анализа (необходимое описание, задачи, результаты и так далее).
  2. Опубликуйте свой кейс в социальных сетях, просите его поддержать. Так он будет показываться выше других.
  3. Воспользуйтесь разделом с вакансиями на этих платформах (да, такие тоже есть), чтобы найти там клиентов. Сайт с вакансиями на Behance: https://www.behance.net/joblist?tracking_source=nav20

Четвертый способ. Каналы Telegram

Технология похожа на биржи фриланса. Если введете поиск «вакансии», «фриланс», вам выдаст несколько каналов, которыми вы можете воспользоваться.

Самое главное– правильно откликаться:
  1. Писать понятно и уважительно
  2. Говорить на языке результатов
  3. Дать портфолио в нормальном виде (желательно, чтобы все было в одном месте)
  4. Расскажите о себе
  5. Интересуйтесь заказчиком и результатами, которые хотят получить
Это общие советы и банальные, но не все следуют им.

Здесь работает то же правило, что и с биржами фриланса. Откликов может написать много дизайнеров, ваша задача– выделяться на их фоне.
Помните, что вы должны вести клиента по диалогу, а не он вас. Задавайте уточняющие вопросы по проекту, показывайте свою заинтересованность, клиенты не тупые, они всегда все видят.
Несколько примеров:

Я также работала с клиентом из канала с вакансиями:
Заказчица решила отдать проект другим, вот какой результат она получила:
И пришла обратно ко мне:
Вывод: даже если вам отказывают– не факт, что к вам не обратятся еще раз.
Пятый способ. Холодные персонализированные рассылки

Этим способом я пользовалась в самом начале, как писала выше. Персонализированные рассылки– сообщения в социальных сетях, в которых вы предлагаете свои услуги людям, которые могут быть в этом заинтересованы.
Важно! Всегда продавайте через пользу, если вы просто напишите «го делать сайт/запуск/настраивать рекламу», это не будет никому интересно. Мы покупаем не услугу, а результат, который мы можем получить благодаря этой услуге.
Еще одно важное замечание – осознанно подходите к выбору того, кому вы пишите, это очень важно. Проанализируйте социальные сети, количество подписчиков, среднюю стоимость товара/услуги.

Например:
Если средняя стоимость товара/услуги 500 рублей, а ваша услуга, которую вы хотите предлагать, стоит от 50 000 рублей, то с огромной вероятностью, у вас не сможет этот человек или бленд купить услугу.
Стоимость вашей услуги должна перекрываться максимум 5-ю продажами компании. Это важно!
Шестой способ. Ваши контакты

Самый простой и действенный способ. Пролистать свои контакты и подумать, кому из них может быть актуальна ваша услуга. Этот способ идеально подходит для новичков, потому что вы общаетесь с человеком, который вам уже доверяет.

Главное – сделать качественную услугу, чтобы ваш знакомый мог рекомендовать вас дальше, начнет работать сарафанное радио.

Седьмой способ. Чаты курсов
Вы можете купить недорогой курс по бизнесу или Инстаграм* и общаться там в чате, демонстрируя свою экспертность. Очень часто в таких чатах ищут дизайнеров напрямую, как на примере ниже.
Восьмой способ. Сарафанное радио

Рекомендация тех людей, с кем вы уже работали.
Каждый ваш клиент может принести вам еще несколько клиентов. Чтобы ваше сарафанное радио работало, нужно всем давать хороший результат и качественный сервис.

Если у вас уже было несколько клиентов, и они не советуют вас другим, то подумайте, почему это происходит. Либо проблема в вашей услуги, либо в том, что у человека нет знакомых. Скорее всего первое:) Подумайте, как вы можете исправить ситуацию, что доработать.

Как сделать, чтобы клиенты возвращались?

Хороший уровень сервиса — это ключевой фактор для удержания клиентов. Клиенты, которые получают отличный результат, с большей вероятностью станут постоянными.
Главная задача фрилансера — обрасти такими постоянниками, которые будут давать стабильные заказы каждый месяц.

Учиться нужно на своих ошибках.

Девятый способ. Reels
Reels или короткие видео в любых социальных сетях– это очень хороший способ привлекать потенциальных клиентов. По поводу этого способа у меня написана отдельная статья (кликабельно), она по большей части для дизайнеров, но я уверена, что ты сможешь найти идеи для себя.

Если ты хочешь получить максимальный результат и узнать все о поиске клиентов и работе с ней, у меня есть для тебя отдельный продукт ↓
Возьми свой доход в свои руки
Научиться привлекать клиентов системно и продавать свои услуги дорого
Если вам интересен фриланс и веб-дизайн, пройдите мой бесплатный мини-курс с практикой и теорией. https://t.me/+axD8YlomcMBmNWMy